• 186430, РК, Сегежский р-он, п. Надвоицы, ул. Строителей, д. 26А
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Главная страница / Делу время - потехе час / Успехи наших воспитанников

Успехи наших воспитанников

Становление успешности старших дошкольников в деятельности и общении понимается как процесс восхождения ребенка к своему «Я» посредством организации совместной творческой деятельности, игрового общения, погружения в мир природы, в мир искусства, в мир сказочных персонажей, виртуальности и реальности; таковы условия, побуждающие детей к переживанию, сопереживанию, осознанию своих поступков, восприятию ситуаций ошибок как временных, рождению первых представлений о внутреннем мире как личном пространстве.

Первый этап «Ребенок как самопобуждающаяся личность» (Я в Мире) характеризуется осмыслением собственных действий.

На данном этапе для старших дошкольников свойственны восприятие мира как релятивного; элементарное различение Мира природы, Мира искусства, «Другие» и «Я сам»; познавательные мотивы, проявляющиеся в любознательности в действиях; «глобальная подражательность» взрослому; усвоение правил и норм поведения из-за поощрения и похвалы; импульсивность. Предпосылками становления успешности старших дошкольников являются создание творческой атмосферы, пробуждающей фантазию, словотворчество, неожиданные ассоциации, необычные предположения, изобретательность в игре.

Технологические решения первого этапа: помочь ребенку «пробудиться», формировать положительное отношение к себе; развить интерес к преодолению трудностей, учить активно действовать; нацелить на «отсроченный результат», учить учиться; предупредить развитие возможного отрицательного эмоционального восприятия Жизни и Человека. Зоны риска: возникновение психических травм как переживание ситуации неуспеха; стрессовые ситуации, связанные с непониманием себя.

Второй этап «Ребенок в дружеском общении» (Мир во мне) характеризуется взаимопроникновением виртуальной и реальной действительности на основе погружения в эмоциональное общение, что обусловлено созданием эмоционально-нравственного образовательного пространства.

На данном этапе для старших дошкольников свойственны развитие элементов образного мышления; первичные ценностные ориентации в процессе формирования нравственных и эстетических идеалов; практическая направлешюсть мотивов (все исследуют); зарождение оценки и самооценки; способность противостоять в определенных пределах воле другого; развитие эмоциональной саморегуляции, в том числе в выражении чувств; самоподчинение мотивов; воспитание чувств (привязанности, справедливости, ответственности); формирование социальных эмоций во взаимодействии с другими; способность к идентификации, автономии, развитие индивидуальности; возникают дифференциация и обобщение личных переживаний; развитие элементов самоконтроля посредством создания сказочных сюжетов для игр и воплощения их на практике.

Технологические решения: способствовать «проросшим» спонтанным решениям ребенка: учить «сострадать и сорадоваться» Другому; развивать эмоциональное мажорное настроение от присутствия опоры Другого; не допустить стрессовые ситуации, связанные с непониманием детьми тех, кто рядом; снимать боязнь напряженности и незащищенности; искать технологии игрового общения и творческой деятельности: сближение миров детей и детей, детей и взрослых. Задачи этапа: стараться максимально реализовать возможности ребенка. Зоны риска: боязнь быть непонятым и непринятым; неумение установить контакт, невозможность создать свой игровой сценарий и выступить в той роли, которая нравится; физиолого-речевые недостатки ребенка.

На третьем этапе «Ребенок в деятельности» (Мир и Я) реализуется новая формула отношений: «Ребенок как самопобуждающаяся личность + самодвижение старшего дошкольника к душевному общению, сближению миров «Я» и «Другого» + элементы духовности в общении (приближение «Я» - «Ты» - «Другие»).

Комплексная стимуляция компетенций обеспечивает развитие творческого продуктивного воображения; имеет место символическая функция сознания; развитие способности чувствовать себя на месте другого: смотреть с позиций других, понимание мотивов действий других; самостоятельное конструирование образа результата действий; формирование представления о различных сторонах мира природы, мира искусства, «другие» и «я сам»; теоретическая направленность мотивов; зарождение самооценки; развитие приемов воображаемого преобразования действительности; развитие волевой саморегуляции, в том числе инициативы, самостоятельности; нравственные мотивы как регуляторы собственного поведения, как средство оценки поступков другого; способность к надситуативному поведению; развитие социальных мотивов; осознанная ориентация на успех в достижении целей; развитие эмпатии; предвосхищение результатов поступков своих и других на эмоциональном уровне; развитие социального интеллекта; способность к символическому разрешению конфликтов; осознание старшим дошкольником своего «Я», принятие ответственности, развитие дискурсивного (рассуждающего) мышления; развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки, развитие способности к проживанию в виртуальном мире для освоения основных конвенциональных ролей.

Технологические решения третьего этапа: формировать установку на успех через общение и деятельность в ДО; включать дошкольников в новые виды деятельности с помощью электронных устройств и компьютера; организовать ролевые игры и игры в команде (учить быть руководителем и подчиненным), учить осваивать социальные роли через общение. Зоны риска: замена реального мира виртуальным (компьютерным), «клиповое» мышление, закрывающее путь к успеху; понимание компьютера как самостоятельного вида деятельности, а не части общей игры, которая готовит ребенка к существованию в реальном мире; непонимание взрослыми изменений в культурогенезе детства; отсутствие модели выпускника дошкольного образования, ориентир на начальную школу.

Концептуальные решения проблемы становления успешного воспитанника в образовательном процессе предполагают определенные условия. Одним из них является создание эмоционально-нравственной образовательной среды деятельности старших дошкольников.

Обосновано, что в силу возрастных особенностей обучать и развивать детей дошкольного возраста необходимо исключительно в игровой деятельности и использовать компьютер только наряду с другими видами деятельности. Дети в этом возрасте не в состоянии выдержать сильнодействующие однообразные раздражители. Их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. Способами управления вниманием ребенка-дошкольника являются переключение внимания, смена форм деятельности, то есть организация различного рода игр, физкультурных и музыкальных пауз.

Дата изменения информации: 12.07.2017 17:54

Поиск
Контакты
  • 186430, РК, Сегежский р-он, п. Надвоицы, ул. Строителей, д. 26А

Связаться с разработчиком сайта